На путях к национально-культурной автономии

К 15-летию национально-культурного движения татар области

 

В этом году в Нижнем Новгороде проходил федеральный «Сабан туй», посвященный 1000-летию Казани, который собрал тысячи людей со всей округи. Татарская общественность еще раз убедительно доказала, что в Нижнем Новгороде и области живут татары, что в них есть татарская общественность, способная организовать такие крупные мероприятия, как «Сабан туй». Да, у нас организованная общественность, которая отмечает 15-летие  национально-культурного движения татар. Это – одно из демократических движений, требующих перестройки межнациональных отношений по принципу федерализма.

Ныне это требование включено в Конституцию РФ. В ней говорится, что функция защиты прав национальных меньшинств относится к компетенции Центра и субъектов Федерации.

Прошло 15 лет трудной и напряженной работы по самоопределению, на путях национально-культурной автономии, достигнуты определенные результаты, доказано, что это движение однонаправленное с демократическим развитием общества. Выявились узкие места, недостатки, проблемы.

Следует заметить, что движение возникло как реакция на ухудшение положения национальных меньшинств, на кризис в национальной политике. Как известно, проблема национальных меньшинств возникла еще в начале ХХ века. Социал-демократия выдвинула идею национально-культурной автономии. Большевики отвергли ее, принципом пролетарского интернационализма, областной автономии, предложив создание автономных республик. При реализации этих принципов возникла проблема национальных меньшинств, поскольку за пределами этих образований осталась огромная масса людей, обреченная на культурный голод. Проблема усложнилась ускоряющимся процессом урбанизации, быстрым ростом численности национальных масс в городах. Начался искусственно вызванный процесс утраты национально-культурных признаков –языка, традиций и верований.

 Правда, в 20-30-е годы проводилась определенная работа среди этих масс. За пределами автономных республик  были учреждены национальные районы, сельсоветы, осуществлялась коренизация аппарата  местного самоуправления. В национальных селениях получила развитие светская общеобразовательная школа. В городах, в т.ч. и в Нижнем Новгороде, налаживалась культурно-просветительская работа среди национальных меньшинств– была создана сеть школ, культурно-просветительских учреждений. Она прервалась войной, и в послевоенные годы не возобновлялась. Нацмены оказались предоставленными самим себе.  Больше того, запрещались стихийно возникавшие «пятачки», попытки организовать  культурный досуг молодежи не поддерживались. Была закрыта и мечеть. С прекращением деятельности национальных  районов перестала выходить газета на татарском языке. Возникли трудности и с распространением национальной литературы.

Все это свидельствовало о кризисе в национальной политике, о необходимости новых подходов в национальной политике.

Принципы этой политики были известны - это национально-культурная автономия, получившая распространение в европейских государствах. Идея была принята III – мусульманским съездом России, проходившим в Нижнем Новгороде в 1906 году. Она была принята нижегородскими татарами, оставшимися в Финляндии после ее отделения от России, помогла им сохранить себя как этнос, вести нормальную национально-культурную жизнь, естественно, при поддержке государства.

Современное национально-культурное движение среди нижегородских татар возникло  при поддержке Всероссийского Фонда культуры, возглавляемого  академиком Д.С. Лихачевым. Фонд культуры принял к руководству  декларацию ЮНЕСКО по культурной политике, в которой сформулирована цель защиты интересов национальных меньшинств.

По совету работников этого Фонда, при активной поддержке ветеранов татарского движения, руководителей-татар, активистов-общественников и населения мы решили создать общество татарской культуры «Туган як» (Родной край) в городе, спустя год – в области (позже общество было переименовано в Центр). В числе инициаторов были бывшие  секретари  райкомов партии Т.С. Хайруллин, Н.А. Абдуллин, М.З. Хафизов,ветеран ГАИ Ш.Х. Мансуров, педагоги А.Х. Абубякиров, Н.У. Умяров, А.К. Аймасов, бывший член областного суда Р.А. Данеева, имам-хатиб соборной мечети У.Ю. Идрисов. Поддержали нас руководители предприятий М.М. Абдюшев, Р.А. Хисяметдинов, Х.Ш. Зябиров, Н.Х. Мансуров и многие другие.

Трудности заключались в отсутствии законов, собственных помещений и финансовых средств. Большую трудность представляла психология руководителей учреждений, в сознании которых господствовало неправильно понятое сознание единой советской общности.

Перелом в умонастроениях наступил после массовых собраний татар во Дворце культуры им. Ленина и Автозаводском  Дворце культуры, которые провела инициативная группа в конце 1989 и начале 1990 г.г. К  нам на встречу пришли представители администрации города и кандидаты в депутаты Верховного Совета СССР, областного и городского Советов, в т.ч. и будущий губернатор Б.Е. Немцов.

За годы своей деятельности Центру удалось проводить массовые мероприятия городского и областного масштабов – общегородской праздник «Сабан туй», фестивали культуры, смотры художественной самодеятельности, турниры  по национальной борьбе, чествование участников Великой Отечественной войны. Были найдены удачные формы работы среди различных групп населения – воскресные школы, семейные клубы, конкурсы учащихся музыкальных школ и училищ. Вся эта работа проводилась энтузиастами на общественных началах. Среди них хотелось бы выделить Б.А. Абубякирова, З.М. Абдюханову, Р.Х. Ряхимова, Н.К. Аймасова, семью Гараевых, С.Х. Царбаева, Р.А. Капкаеву. Этот список можно продолжить до бесконечности.

Благодаря этому движению, была учреждена татарская газета «Туган як», которой в этом году исполнилось 15 лет. К Всемирному конгрессу татар (1992 г.) в серии «Татарское ожерелье» была издана книга А.М. Орлова «Мещера, мещеряки, мишари».

Одновременно велась работа по возвращению и восстановлению татарской мечети в Нижнем Новгороде.

Нами были выдвинуты предложения по созданию научного центра по истории и культуре народов края при государственном университете, возвращению, восстановлению учебного заведения на базе бывшего татарского (Кочко-Пожарского) педучилища, открытия татарской гимназии, дома торговли, межнационального культурного центра в  Нижнем Новгороде.

Наши начинания – не надуманные. Они преследуют общую цель – сохранение и развитие языка, культуры и религии татарского населения региона. Подобные начинания успешно реализуются в других регионах, в частности, у наших соседей в Иванове, Саранске, Саратове, Москве и др. Но почему-то в нашей области большого сдвига в решении задач культуры татар не заметно.  А проблем много.

Одной из проблемных задач является реформирование общеобразовательной школы, внедрение  в учебные планы татарских школ этнорегиональных компонентов – истории и культуры татарского народа, краеведения, специфики ислама и др. Важное значение в реформировании школы приобретают учебники, учебные пособия для татарских школ. Нужно, чтобы они создавались на конкурсной основе с привлечением самих учителей, краеведов. Следует исключить имеющее место противопоставления татар-мишарей к другим группам татар, нижегородских татар к другим региональным группам татар-мишарей.

Нужно решить вопрос о воскресных школах. Здесь без помощи органов просвещения не обойтись. Стоило бы обратиться к опыту Казани, Набережных Челнов и др. городов Республики Татарстан по созданию единой межнациональной воскресной школы для города в целом, в которых занимаются дети всех национальностей.

Особый интерес для нас представляют вопросы социально-культурного развития села. Специфика заключается в том, что татарские селения расположены чересполосно в 6 районах юго-востока области, административно разобщены. Село переживает трудные времена и в хозяйственном, и в социально-культурном плане. Нуждается в помощи. Нужны новые формы смычки города и села. Они рождаются. Это – земляческие общества, попечительские советы школ, по культуре, благоустройству и др. Нам кажется, что следует структуру национально-культурной автономии привести в соответствие  с особенностями расселения татар, нужно перевести центр областной национально-культурной автономии в Уразовку или Сергач или учредить межрайонную  национально-культурную автономию.

Мы надеемся, что хорошим подспорьем  могут стать наступающие юбилеи селений – исполняется 400 лет с момента основания служилых татар с Мещеры на новых рубежах новой России, в диком поле. Ныне национально-культурная автономия принимает новые формы. Учреждена областная национально-культурная автономия татар области. Надеемся, что она добьется поворота к актуальным проблемам сохранения и развития национальной культуры.

На наш взгляд, нельзя считать окончательно решенными вопросы национально-государственного строительства в Уставе  и законах области, их следует привести в соответствие с требованиями закона РФ о национально-культурной автономии.

 

 

 

 

Почетный председатель Нижегородского Центра Татарской культуры «Туган як як», доцент, кандидат философских наук
А.М.Орлов

 

Председатель Совета Нижегородского Центра «Туган як»
М.К. Юнисов

 

 

Опубликовано в газете «Татарские новости» №2 (139) 2006 г.

 

 

 

Если у Вас есть сведения, которыми Вы хотели бы поделиться с автором сайта, просьба сообщить об этом по адресу электронной почты mishare@narod.ru

Ржд купить билет авиа билеты из Сямыни в Владивосток, авиабилеты онлайн.
Сайт управляется системой uCoz